Современная жизнь немыслима без транспортных средств. Автомобилями буквально забиты мегаполисы, переполнены областные и районные города. Огромное количество ТС кроме неудобства на дорогах создает угрозу безопасности для пешеходов. Проблема характерна не только для крупных городов, но и малонаселенных сел и деревень. В качестве законодательной нормы обеспечения безопасности является оборудование тротуаров ограждениями.
Разновидности пешеходных ограждений
Заграждения бывают разными по назначению.
Подразделяются на 2 типа:
-
Удерживающие конструкции.
-
Ограничивающие ограждения.
Первые применяются для упорядочивания перемещения людского потока, вторые – для определения направления движения и отделения опасных зон.
Конструкции объединены в группы по принципу функциональности:
-
Предупреждающие ограждения.
-
Направляющие системы.
-
Защитные ограждения.
Область использования ограничивающих барьеров достаточно широка.
Их применяют для:
-
разделения дорог и тротуаров;
-
любых пешеходных переходов – с регулированием и без;
-
автобусных, троллейбусных и трамвайных остановок;
-
ограждения клумб и исторически ценных деревьев;
-
территорий систем энергооборудования.
Совершенно другая сфера применения удерживающих ограждений.
Удерживающие ограждения используют для:
-
Пешеходных дорожек на мостах.
-
Отделения обочины дорог от прохожей части.
-
Переходов через железнодорожные линии.
-
Обустройства надземных переходов.
В функции удерживающих ограждений входит удержание людей в пешеходной зоне, предотвращение случайного выпадения за пределы конструкции или выхода в зону повышенной опасности.
Типы конструкций
Наиболее актуальными являются ограждения секционного типа. Они состоят из металлических опорных стоек, крепящихся в бетонное основание, и секций, располагающихся между опорами. Секция представляют собой прямоугольную раму с внутренним заполнением, которая приваривается или прикручивается к стойкам.
Внутреннее заполнение изготавливают в виде:
-
металлической сетки;
-
прутьев, расположенных параллельно;
-
геометрических орнаментов;
-
плавных линий;
-
разнообразных рисунков.
Секционные пешеходные ограждения пользуются большим спросом за счёт обеспечения безопасности, привлекательного внешнего вида и придания эстетичности городскому пространству.
В разных сферах востребованы и перильные ограждения. Элементы состоят из опор и перекладин, сваренных в точках пересечения. Перилами оборудуют газоны, особо опасные зоны. Ими ограждают тротуары. При необходимости перила можно ремонтировать без демонтажа всего ограждения, что значительно продлевает период эксплуатации.
Законодательные требования
Конструкции должны соответствовать регламентам ГОСТ Р 52289–2004, ГОСТ 15150 и нормативам федерального дорожного агентства Росавтодор.
Технические характеристики согласно законодательству:
-
Удерживающая способность – 1,27 кН и выше.
-
Материал изготовления – углеродистая сталь или алюминиевые сплавы.
-
Материал должен быть устойчив к влаге и возгоранию.
-
Система должна выдерживать снеговую, ветровую и нагрузку, создаваемую человеком или крупным животным.
-
Должна быть обеспечена взаимная видимость для всех участников движения (водителей и пешеходов).
-
Все элементы должны быть устойчивы к перепадам температур в диапазоне от минимума до максимума для определённой климатической зоны.
-
Высота удерживающей ограды – от 1,1 м и более.
-
Высота ограничивающего заграждения – не менее 0,8 м.
Остальные рекомендации нужно смотреть в указанном выше ГОСТ.
Требования по эксплуатации
Государственный стандарт устанавливает требования к наличию, установке, месту и длине оград. Удерживающие конструкции монтируют на мостах, железнодорожных и надземных переходах с наружной стороны пешеходной части. Если участок для прохода людей ограничен обочиной высотой более 1 м, то также необходима установка удерживающей ограды на расстоянии 0,3 м от бровки.
Требования к месту установки ограничивающих пешеходных систем:
-
Вдоль дороги, идущей рядом с детскими учреждениями, на протяжённости 50 м влево и вправо от перехода.
-
На разделительной полосе, если напротив ее находится остановка транспорта с любым типом пешеходного перехода – 20 м в обе стороны.
-
Участок тротуара, рядом с которым разрешена стоянка ТС, а проходимость составляет 1000 чел/час.
-
Если остановка вдоль тротуара запрещена, но интенсивность перемещения людского потока не менее 750 чел/час.
Ограничивающими ограждениями необходимо оборудовать тротуары напротив выходов из станций метро, торговых центров и других зданий общественного назначения с большой интенсивностью людского потока.